Стипендия имени Бродского, дающая право на полтора месяца работы в Венеции и Риме, присуждена в 2010 году поэту Марии Степановой, сообщили в пятницу в пресс-службе фонда.
"Поэтика Степановой своей современностью и «вневременностью» опровергает утверждение о кризисе классического стихосложения", - говорится в пресс-релизе.
Идея создания в Риме Русской академии, наподобие давно и успешно действующих Французской и Американской, где месяцами и даже годами могут работать писатели, художники и ученые, родилась у Иосифа Бродского в 1995 году. После смерти нобелевского лауреата она была подхвачена его друзьями, создавшими Фонд имени Бродского -в их число входили Дмитрий Лихачев, Исайя Берлин, Мстислав Ростропович. Попечительский совет, определяющий лауреатов, возглавляет вдова поэта Мария. Туда входят также душеприказчик Бродского Анн Шелберг, главный редактор журнала «The New York Revue of Books» Роберт Силверс, Михаил Барышников, Вячеслав Иванов.
В прошлые годы стипендия присуждалась Тимуру Кибирову, Елене Шварц, Сергею Стратановскому, Владимиру Строчкову, Михаилу Айзенбергу.
В 2002 году было принято решение выдавать также художественные стипендии - благодаря им в Риме успели поработать Семен Файбисович, Ольга Флоренская, Никита Алексеев, Дмитрий Цветков.
Мария Степанова родилась 9 июня 1972 года в Москве. Окончила Литературный институт (1995). Публиковалась в журналах "Зеркало", "Знамя", "Критическая Масса", "Новое литературное обозрение", альманахах "Вавилон", "Urbi", "Улов", интернет-журнале "TextOnly", выпустила семь книг стихов. Становилась лауреатом премий журнала "Знамя" (1993), имени Пастернака (2005), Андрея Белого (2005), премии Фонда Хуберта Бурды лучшему молодому лирику Восточной Европы (2006), Большой премии Московский счет (2009). Ее стихи переведены на английскй, итальянский, иврит, немецкий, финский, французский и другие языки. С 2007 года возглавляет интернет-портал «Openspace.ru».
www.tvkultura.ruСтихотворения Марии Степановой:читать дальшеГРЕЧАНКЕ
Милая, он пал героем.
Воинским, созвучным строем,
Сердце, сердца не круши,
И музыку полковую,
Полумертвую, живую,
Точно рану, затуши.
Ночью зимней, ночью длинной
Всё ль гречанке беспричинной
Выть по княжескому сыну -
По горящей головне
И стоять при ней у гроба,
Точно лира, крутолобой,
Ожидаемой земле.
Молодая, голубая
Восстает луна любая
И гречанка говорит:
При луне ребенок плачет,
Кто во рту огонь упрячет,
Что за голос говорит?
Адриатики зеленой,
Маленького Альбиона,
Затуманенных Карпат
При излучине железной
Голоса горят над бездной,
Говорят и говорят.
* * *
Юной архаике, в пеленках дитяти,
(В снегу, будто двор - под замок),
Братья, что принесем на зубок?
Слаще любого диктанта:
Она ведь еще иностранка,
Еще чужеземка, шагу ступить не умеет
И в люльке лежит, как с вокзала.
И, чужбину на отчизну
Поменяешь ли вполне,
Поиграй спешащей жизнью,
Будто воин на войне.
По простейшему расчету
Не орехи ли дарить?
Ты к добру розовощека,
И кибитка на двоих.
КРАСАВИЦА
Страшно женщины большеротой,
Неистовых баб одичалого хора,
А красавица, как природа,
Горячая суть разговора.
Она, как синица былая,
За морем тихо белеет,
А грозная воля жилая
Ее, как зазнобу, лелеет.
Когда говорю: посмотри!
И проводы сыплют пшено,
Красавиц краса бежит, как зерно, -
Явись, покажись, повтори!
И ранней зимою на совестный суд
Скажи мне, старуха, как милая дочка,
Как видно во тьме роковую красу -
Бела и пряма, как сорочка, она.
МЛАДОСТЬ И СТАРОСТЬ
Век нежный - луг мирный,
Его не минуешь,
А старость родную,
Как бусину, вынешь.
Не старость, а страсть отягчает тела
- по лугу, по лугу беги, убегай, -
И скорая юность сгорает дотла,
А старость, как радость, в тебе велика.
Пусть хищная младость слепа, как цветы,
И сердце, как рыба, в руках,
Старость углем горит, зубом златым,
И она, а не юность, легка.
Пусть хмель заиграет в весеннем зерне
И любая причуда на радость,
И как девочка - бабочка младость,
Но старуха любезней земле.
* * *
Не обещай, лукавая голубка,
Не обольщай гаданьем воровским,
Не покорить Венецию слезами
И царскою цевницей не пленять.
Пускай с тобой никто не говорит!
Слух заражен открытием нескромным,
Что брачная постель бела, огромна,
И старый дож как Веспер золотой.
* * *
Синица по зимнему морю,
Заморская гостья, плывет,
И чашками плещет водицу,
И грозную песню поет:
В копи ли тесные, смоляные,
В полководческие полки ли, -
Только побудь со мною,
Никогда тебя не покину!
* * *
Восток азийский и прелестный
Во мраке ночи неизвестной
Я не хочу воспоминать -
Равенство здешнее претит.
Но убедительны для слуха,
Как пара близнецов,
Легчайшие пера и пуха
Уроки оперных певцов.
Ведь опера - домашний рай -
Не возбуждающая страсти,
Цветет победой на устах,
Беспечной щедростью пугает.
* * *
Не правда ль, родинка отрады
Одна, как пятница во днях?
Пусть кумушки ведут парады
И смыслят в скаковых конях.
Кто времени ноготь, его остриё,
Кто с белкою леса аристократ,
Кто мира утеху устроил, как сад,
Как спрятанный клад, и не скажет: мое?
Безумец, безумец, кто времени мил
И грубые, прочные песни вскормил,
Но громы победы ему раздаются,
И лучшие речи ему говорить.
www.vavilon.ru