Документальная лента "Ангело-почта" стала причиной скандала
На днях в Доме русского зарубежья показали документальный фильм "Ангело-почта". Ангело-почтой лауреат Нобелевской премии поэт Иосиф Бродский называл свою удивительную переписку с внучкой знаменитого ученого-пушкиниста Бориса Томашевского Настей. Когда Бродский начал посылать девочке письма и смешные рисунки, ему было 22 года, ей - 8 лет. Переписка продолжалась более 30 лет, до самой смерти поэта в 1996 году. Но вот ведь какие фортеля жизнь выкидывает. Фильм режиссера Олеси Фокиной, рассказывающий о судьбах русской интеллигенции, о благородстве, доброте и порядочности, оказался в центре скандала.
Лента участвовала в нескольких фестивалях, получила массу призов, была показана в ЦДЛ на вечере памяти Иосифа Бродского и заявлена в программе телеканала "Культура". Но накануне телепремьеры руководство канала и режиссер получили извещение от адвокатской конторы, представляющей интересы Фонда по управлению наследственным имуществом Иосифа Бродского, где сообщалось, что в связи с использованием архивных материалов (рисунков, писем и видеозаписей выступлений поэта) фонд категорически запрещает показ фильма. "Черную метку" с угрозами судебного преследования разослали и всем фестивалям, и организациям, где "Ангело-почта" была показана ранее.
читать дальшеРаспорядитель фонда Энн Шеллберг, бывшая когда-то личным секретарем Иосифа Бродского, ссылается на личную просьбу поэта не публиковать его письма и неизданные сочинения. Словом, попали создатели фильма в такой круговорот, что не знают, как вывернуться. Вроде бы по закону разрешается цитирование закрытых архивных материалов в научных целях (письма в фильме лишь цитируются), и вроде в суд пока никто не подает, однако угрожают. И одна только перспектива судебных проблем насторожила руководство телеканала "Культура". Телепоказ не состоялся, а это едва ли не единственный способ жизни для документального кино.
Впрочем, письма Бродского к Насте Томашевской - только часть фильма, рассказывающего о печальном конце русской интеллигенции. "Ангело-почта" Олеси Фокиной - натуральный "Вишневый сад" нашего времени. Начинается он с рассказа Зои Борисовны Томашевской о своем дедушке, который погиб в 1905 году, защищая во время погромов еврейское население в Житомире. А кончается жутковатыми кадрами раздолбанного, мертвого дома N 9 по каналу Грибоедова в Санкт-Петербурге, где многие годы жила семья Томашевских, и отчаянными лицами двух беспомощных женщин, матери и дочери, вынужденных жить в доме престарелых. Вместо просторных комнат с книгами, картинами, автографами великих людей, фотографиями близких - плохо прожаренные котлеты и крах всех надежд. Конец прекрасной эпохи (так называется один из сборников Иосифа Бродского) трудно выразить более точно.
"Быть может, случайно написанные, мои письма принесут тебе пользу", - предсказывал маленькой Насте Иосиф Бродский. Вот ведь как в воду глядел. В фильме рассказывается, как, уже взрослая, она оказалась в эпицентре страшного пожара, чудом выжила, но осталась инвалидом, как Зоя Борисовна мечтала сохранить в целости и сохранности кабинет отца, ставший своеобразным музеем, а сил оставалось все меньше и денег не было никаких. Тут-то и пригодилась эта переписка, любовно хранимая. Томашевские продали ее наследникам поэта и, сохранив за собой квартиру, перешли жить в дом престарелых. Только реальность оказалась еще печальнее: дом N 9 по каналу Грибоедова ставят на реконструкцию, жильцам предписано освободить помещение. Вишневый сад продан, что и требовалось доказать.
Судьба фильма по-прежнему зависит от доброй воли хранителей наследия Бродского. Создатели ждут помощи от Михаила Барышникова, он обещал посодействовать, но до сих пор все было без толку. Удивительное, знаете ли, дело - показ фильма с цитатами из трогательнейших писем поэта запрещают, зато бывшие друзья-товарищи поэта выпускают книжки, после которых не отмыться. Ясно же, что пустота (итог запрета) всегда заполняется домыслами. Неужели не ясно?
Марина Зайонц
http://www.itogi.ru/Paper2007.nsf/A...3_031744D8.html